Млекопитающее и цинодонт из раннего мела Китая независимо освоили роющий образ жизни

Китайские палеонтологи описали два вида раннемеловых маммалиаморфов, которые независимо друг от друга приспособились к роющему образу жизни. Один из них был примитивным млекопитающим, а второй — цинодонтом. Как отмечается в статье для журнала Nature, открытие в очередной раз подтверждает, что млекопитающие и их родственники достигли высокого уровня разнообразия еще до вымирания нептичьих динозавров.

Согласно популярному представлению, до вымирания нептичьих динозавров млекопитающие были мелкими примитивными созданиями, которые напоминали землероек. Однако открытия, сделанные палеонтологами в последние десятилетия, свидетельствуют, что уже в мезозое млекопитающие и представители близких к ним групп смогли занять разнообразные экологические ниши, от обитателей водоемов до аналогов летяг. Также среди них были падальщики и социальные виды.

Команде специалистов во главе с Фанъюань Мао (Fangyuan Mao) из Китайской академии наук удалось обнаружить новые подтверждения, что мезозойские млекопитающие и их родственники были куда разнообразнее, чем считалось прежде. В ходе анализа ископаемых, относящихся к биоте Джехол (Жэхэ; Jehol Biota) — экосистеме, которая существовала на северо-востоке современного Китая в нижнем мелу, 133-120 миллионов лет назад, они обнаружили остатки двух неизвестных ранее мелких животных. Одно из них оказалось примитивным млекопитающим из вымершего отряда эутриконодонтов (Eutriconodonta), а второе — цинодонтом из семейства Tritylodontidae, которое вместе с млекопитающими входит в кладу Mammaliamorpha. Ранее тритилодонты из биоты Джехол были неизвестны.

Оба вида были некрупными животными. Длина тела тритилодонта составляла 316 миллиметров, а хвоста — 62 миллиметра. Эутриконодонт достигал 183 миллиметров в длину, а его хвост был длиной 42 миллиметра.

Несмотря на то, что обнаруженные виды были связаны лишь отдаленным родством, оба они независимо приспособились к подземному образу жизни. На это указывают укороченные задние конечности и хвосты, а также мощные передние лапы — вероятно, на них росли когти, которые использовались для раскапывания почвы. О специализации к рытью свидетельствует и череп эутриконодонта с уменьшенными глазницами (признак плохого зрения) и расширенной затылочной областью (сюда могли крепиться мышцы плеч и шеи, позволявшие утрамбовывать почву головой). Череп тритилодонта сохранился недостаточно хорошо, однако он также несет некоторые признаки, указывающие, что его хозяин рыл норы.

Предполагаемый образ жизни обоих видов нашел отражение в их названиях. Тритилодонт получил имя Fossiomanus sinensis — «копающая рука из Китая», а эутриконодонта назвали Jueconodon cheni, что на смеси китайского и древнегреческого означает «копающий конический зуб Чэня» (Чэнь — фамилия палеонтолога, обнаружившего этот экземпляр).

У F. sinensis и J. cheni была еще одна интересная анатомическая черта: увеличенное количество позвонков. У современных млекопитающих число позвонков может различаться, однако считается, что у их общего предка было семь шейных и девятнадцать грудных и поясничных позвонков. Однако у фоссиомануса число позвонков в шейном, грудном и поясничном отделах достигало 38, а у цзюэконодона — 28. Это указывает, что уже на ранних этапах эволюции маммалиаморфов анатомия их осевого скелета варьировалась в довольно широких пределах.

В кайнозое роющие виды появлялись среди млекопитающих неоднократно. Возможно, самыми необычными из них были вымершие рогатые грызуны из рода Ceratogaulus, которые обитали на территории Северной Америки. Палеонтологи предполагают, что свои рога они использовали для защиты от хищников.

Палеонтологи описали самого тяжелого пингвина в истории. Он весил 155 килограмм